МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ЭКО?

Вопрос:
Мне хотелось бы узнать, допустимо ли использование ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) в соответствии с Кораном и Сунной при бесплодии с целью иметь детей?

Ответ:
Хвала Аллаху

Во-первых: без сомнения, дети являются благословением и украшением этого мира, и продолжение рода является одной из величайших целей брака. Праведный ребенок — это богатство родителей как в этой жизни, так и в жизни Последующей, и его благие дела будут записываться и его родителям. Супруги могут столкнуться с такой проблемой, как отсутствие детей или задержка с их появлением. В этом случае им следует быть терпеливыми и надеяться на награду, усердствуя в дуа и молитвах о прощении. Они должны понимать, что в предопределении Аллаха заложена мудрость. Если человек знает дозволенные Исламом способы заведения детей, то нет ошибки в их использовании. Но мусульманин должен остерегаться ложных способов, связанных с колдовством и суеверием, и он должен опасаться врачей, которые не имеют страха перед Аллахом и стремятся только к получению прибыли от тех, кто хочет иметь детей, поэтому некоторые из них подменяют яйцеклетки или сперму. По этой причине некоторые ученые запретили подобные способы зачатия или установили для них жесткие условия.

Во-вторых: одним из способов, который помогает супругам зачать ребенка, является ЭКО (экстракорпоральное или искусственное оплодотворение). Этом метод включает в себя стимуляцию овуляции, чтобы яичники женщины произвели несколько яйцеклеток, а не одну, как это бывает обычно. Это делается посредством инъекции декапептила, чтобы подготовить яичники к следующей стадии, а именно, инъекции гормонов для стимуляции «суперовуляции». Убедившись, что яйцеклетки созрели, женщине ставят инъекцию гонадотропина для завершения созревания яйцеклеток и их извлечения. Как правило, эту инъекцию ставят за 36 часов до извлечения яйцеклеток.

Вдень извлечения яйцеклеток, у мужа берется сперма, сперматозоиды отделяются от семенной жидкости и 100.000 сперматозоидов добавляются к каждой яйцеклетке в специальных инкубаторах, чтобы произошло оплодотворение. Через 2-3 дня оплодотворенные яйцеклетки образуют эмбрионы, затем эмбрионы делят на категории в зависимости от их качества. Самые лучшие эмбрионы пересаживают в матку, а через некоторое время проводится тест на беременность. По мнению врачей, эффективность ЭКО составляет 30-40%.

Краткое изложение др. Усамы Салиха, специалиста по гинекологии, акушерству, бесплодию и лапароскопической медицине из Британии и заведующего отделением ЭКО в больнице «Дар аш-Шифа». См. журнал «Аль-Ватан Клиник».

В-третьих: что касается шариатского положения ЭКО, то по мнению шейха Абдуллы ибн Джибрина (да сохранит его Аллах) и ученых Постоянного Комитета, оно должно быть запрещено в целях осторожности. Согласно другому мнению, оно может быть разрешено при соблюдении определенных условий, а именно:

1. Острая необходимость. Отсутствие беременности в течение одного или двух лет не является поводом для использования ЭКО и других подобных методов. Супруги должны проявить терпение, ведь возможно, в скором времени Аллах дарует им облегчение и им не придется прибегать к запретному.

2. Женщина не должна открывать свой аурат перед врачами-мужчинами, если есть врачи-женщины.

3. Мужу запрещено мастурбировать для получения спермы. Он может иметь близость с женой без проникновения.

4. Яйцеклетки женщины и сперму мужчины нельзя замораживать для дальнейшего использования, они должны быть незамедлительно пересажены в матку. Это должно быть сделано без отлагательств, чтобы исключить их смешивание с другими и использования их посторонними людьми.

5. Сперма должна принадлежать мужу, яйцеклетка — жене и перенос эмбриона должен осуществляться только в матку жены. Все остальное категорически запрещено.

6. Супруги должны полностью доверять врачам, проводящим процедуру.


Шейха Мухаммада ибн Усеймина (да одарит его Аллах Своей милостью) спросили о хукме помещения яйцеклетки в пробирку, ее оплодотворения и переноса в матку для дальнейшего развития. Он ответил:

«1. Если нет необходимости в этой процедуре, то мы не думаем, что она разрешена, поскольку она связана в извлечением яйцеклетки, а это влечет за собой излишнее открытие аурата. Это также связано с хирургическим вмешательством, которое может иметь негативные последствия в будущем, например, повреждение фаллопиевых труб или инфекции.

Если оставить все так, как задумал Самый Милостивый из тех, кто оказывает милость и Самый Мудрый Судья, то это будет ближе к должному отношению к Аллаху, лучше и полезнее, чем использование методов, придуманных людьми, которые поначалу могут показаться благом, но в конце концов привести к неудаче.

2. Если действительно существует необходимость в это процедуре, то мы не думаем, что есть ошибка в ее проведении при соблюдении трех условий:

– Оплодотворение должно производится спермой мужа. Недопустимо использовать сперму любого другого человека, за исключением мужа, потому что Аллах говорит:

وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَجَعَلَ لَكُمْ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ بَنِينَ وَحَفَدَةً وَرَزَقَكُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ أَفَبِالْبَاطِلِ يُؤْمِنُونَ وَبِنِعْمَةِ اللَّهِ هُمْ يَكْفُرُونَ

«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели они веруют в ложь и не веруют в милость Аллаха?»
См. Сура “Пчелы” 16:72

– Сперма должна быть получена дозволенным путем, например, посредством близости с супругой и эякуляции между ее бедер или в ее руку для оплодотворения яйцеклетки этой спермой.

– Оплодотворенная яйцеклетка должна быть пересажена в матку жену. Не при каких условиях не дозволяется использовать матку другой женщины, потому что это считается попаданием спермы мужчины в утробу женщины, которая не дозволена ему. Аллах говорит:

نِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّى شِئْتُمْ وَقَدِّمُوا لِأَنْفُسِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ مُلَاقُوهُ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

«Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!»
См. Сура “Корова” 2:223

Слово «пашня» относится исключительно к жене и это означает, что оно не применимо ни к какой другой женщине, кроме жены».
См. «Маджму Фатава» аш-Шейх аль-Усеймин, 17/27,28.


Он (да одарит его Аллах Своей милостью) также сказал:
«Искусственное оплодотворение заключается в изъятии спермы мужа и помещении ее в утробу жены посредством шприца. Это очень серьезный вопрос. Кто может дать гарантии, что сперма мужчины не будет помещена в утробу чужой жены?! Поэтому мы думаем, что должны быть предприняты все меры предосторожности и нам не следует выносить фетвы по этому вопросу, за исключением отдельных случаев, когда мы знаем мужа, жену и врача. Есть опасения, что вседозволенность в этом вопросе может привести к плохим последствиям.

Нельзя легкомысленно относиться к этому делу, поскольку если произойдет подмена, то это приведет к смешению родословных и полной неразберихе, что запрещено Шариатом. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нельзя вступать в интимную близость с беременной, пока она не родит». Я не буду издавать фетвы по этому вопросу, за исключением отдельных случаев, когда мне знакомы муж, жена и врач».

См. «Маджму Фатава» аш-Шейх Ибн Усеймин, 17/№9.


Совет по Фикху Организации Исламской Конференции вынес следующее решение по этому вопросу:
«Нет плохого в том, чтобы прибегнуть к этой процедуре в случае необходимости, но обязательно предпринять все меры предосторожности».
См. «Маджалят аль-Маджма», 3/1/423.


Мы просим Аллаха благословить супругов праведным потомством без необходимости использования подобных методов и дать им терпения в преодолении этого испытания.

И Аллах знает лучше

Источник: islamqa.info
Перевод: fatwaonline.net