1. Рукъя шариа пришедшие из Корана и Сунны, т.е. те рукъя на которые есть прямые указания для их исполнения в тех или иных ситуациях.
Приведем примеры некоторых из них:
– Рукъя от сглаза
عن عبدالله بن عباس: كانالنبيُّ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ يعوذُالحسنَ والحسينَ، ويقولُ: إنَّ أباكماكان يعوذُ بها إسماعيلَ وإسحاقَ:أعوذُ بكلماتِ اللهِ التامةِ، من كلِّشيطانٍ وهامَّةٍ، ومن كلِّ عينٍ لامَّةٍ
«Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от каждого шайтана и вредителя и от любого дурного глаза».
См. «Аль-Бухари» 3371.
– Рукъя от прикосновения (масиха) шайтана
عن أبي اليسر كعب بن عمرو:اللَّهمَّ إنِّي أعوذُ بِكَ منَ التَّردِّيوالْهَدمِ والغَرَقِ والحَريقِ، وأعوذُ بِكَأن يتخبَّطَني الشَّيطانُ عندَ الموتِ، وأعوذُ بِكَ أن أموتَ في سبيلِكَ مُدبرًا، وأعوذُ بِكَ أن أموتَ لديغًا
Ка’б ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что из числа мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) было:
«О Аллах, я прибегаю к твоей защите …от прикосновения шайтана перед смертью».
См. «Ахмад» 3/427, «Абу Дауд» 1552-1553, «ан-Насаи» 5531. Достоверность хадиса подтвердили шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джамиа» 1282
– Рукъя от Карина
عن أبي الأزهر الأنماري:أن رسولَ اللهِ ﷺ، كان إذا أخذ مضجعَه من الليلِ قال: بسم اللهِ وضعتُ جنبي، اللهم اغفر لي ذنبي، وأخْسئْ شيطاني، وفكَّ رِهاني،واجعلني في النديِّ الأعلى.
Передают со слов Абуль-Азхара аль-Анмари о том, что обычно, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ложился ночью в постель, он говорил:
«С именем Аллаха я улёгся на бок. О Аллах, прости грех мой, прогони моего шайтана (карина), освободи меня от зависимости (от него) и введи меня в высшее общество!».
См. «Сахих Абу Дауд» 5054, «аль-Хаким» 1/733. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4649.
– Рукъя от одержимости
Я’ля ибн Мурра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что во время одного из походов пророка (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришла женщина с больным ребенком, жалуясь на то, что шайтан овладел им и причиняет ему страдания уже семь лет. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял его и, поплевав ему трижды в рот, сказал: «Выходи враг Аллаха, я посланник Аллаха!», повторив свои слова трижды. После этого ребенок вырвал черную вещь, подобную маленькой собаке. Через какое-то время эта женщина вернулась к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с двумя баранами, и сказала: “Клянусь Тем, кто оказал тебе почет, мы не замечали за ним ничего, с тех пор, как покинули тебя!”.
См. «Ахмад» 4/170, «аль-Хаким» 2/617, «ад-Дарими» 1/10.
– Рукъя от укуса скорпиона
عن أبي سعيد الخدري: أنَّ ناسًا من أصحابِ النبيِّ ﷺ أتوا على حيٍّ من أحياءِ العربِ فلم يُقْرُوهم، فبينَما همْ كذلِك، إذْ لُدِغَ سيدُ أولئكَ، فقَالوا: هلْ معَكُمْ من دَوَاءٍ أوْ راقٍ؟ فقالوا: إنكُمْ لمْ تُقْرُونَا، ولا نفعلُ حتى تجعَلوا لنَا جُعْلًا، فجَعلوا لهم قطيعًا من الشاءِ، فجعلَ يقرأُ بأمِّالقرآنِ، ويجمعُ بزَاقَهُ ويَتْفُلُ، فبَرَأَفأتَوا بالشَّاِء، فقالوا: لا نأْخُذُهُ حتى نسألَ النبيَّ ﷺ فسأَلوهُ فضَحِكَ وقالَ: ومَا أدراكَ أنها رُقيةٌ، خذُوهَا واضرِبوا لي بِسَهْمٍ .
Предается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): «Люди из числа сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оказались как то в одной из местности, где жили арабы. Местные люди отказались проявить им гостеприимство (едой).
В это время предводитель этого селения был укушен скорпионом и люди спросили сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Есть ли у вас лекарство или тот, кто читает рукъйю?».
Тогда сподвижники ответили: «Вы отказались проявить нам гостеприимство, и мы не окажем лечения пока вы не окажете нам гостеприимство (едой)».
После того, как они выделили им какое-то количество овец, один из сподвижников начал читать суру «аль-Фатиха» , при этом он поплёвывал на укус больного и больной исцелился.
И тогда сподвижники сказали: «Мы ничего не возьмём, пока не спросим об этом посланника Аллаха» и когда спросили его, он улыбнулся и сказал: «А кто вам дал знать, что аль-Фатиха рукъйя? Возьмите овец и дайте мне с них долю».
См. «аль-Бухари» 5736.
– Рукъя от боли
عن عثمان بن أبي العاص:ضعْ يمينَك على المكان الذي تشتكي، فامسحْ بها سبعَ مراتٍ، و قل: أعوذُبعِزَّةِ اللهِ و قُدرتِه من شرِّ ما أجِدُ في كلِّ مَسحةٍ
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Тот, кто почувствовал боль, то пусть положит руку на больное место и скажет 7 раз:
"Я прибегаю к величию Аллаха и к Его величию от всего зла, которое я нахожу".
См. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джамиа» 3894
– Рукъя от лихорадки
عن أبي هريرة: مَن قال حِينَ يُمسِي ثلاثَ مراتٍ: أعوذُ بكلماتِاللهِ التامَّاتِ من شرِّ ما خلق لمتَضُرُّه حُمَةٌ تِلكَ الليلةِ
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто трижды вечером произнесет: “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он сотворил”, - того в эту ночь не постигнет лихорадка (жар)».
См. «Ахмад» 2/290, «Ибн ас-Сунни» 1/67. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тагриб» 652
– Рукъя от проказы, безумия и лепры
عن أنس بن مالك: اللَّهمَّ إِنِّي أَعُوُذُ بِكَ مِنَ الْبرَصِ، وَالجُنُونِ، والجُذَامِ، وسّيءِ الأَسْقامِ
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от проказы, безумия, лепры и (прочих) тяжких болезней!»
См. «Ахмад» 3/192, «Абу Дауд» 1554, «ан-Насаи» 5493. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джамиа » 1281
– Рукъя от бесплодия
وَزَكَرِيَّا إِذْ نَادَى رَبَّهُ رَبِّ لَا تَذَرْنِي فَرْدًا وَأَنتَ خَيْرُ الْوَارِثِينَ
Помяни также Закарию (Захарию), который воззвал к своему Господу:
«Господи! Не оставляй меня одиноким, и Ты — Наилучший из наследников».
Коран 21:89
هُنَالِكَ دَعَا زَكَرِيَّا رَبَّهُ قَالَ رَبِّ هَبْ لِي مِن لَّدُنكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ
Тогда Закария (Захария) воззвал к своему Господу, сказав:
«Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»
Коран 3:38
Толкование ас-Саади:
Когда Закария увидел милость, которую Аллах оказал Марьям, он решил попросить Всевышнего одарить его ребенком, хотя другие люди в его положении уже не надеются обзавестись потомством..
– Рукъя от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ ، قَالَ : كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ فِي دُعَائِهِ
،اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ ، وَالْهِرَمِ وَالْقَسْوَةِ ، وَالْغَفْلَةِ ، وَالْعِيلَةَ وَالذِّلَّةَ وَالْمَسْكَنَةَ
وَأَعُــــوذُ بِــكَ مِــنَ الْفَقْرِ وَالْكُفْرِ ، وَالْفُسُوقِ ، وَالشِّقَاقِ ، وَالنِّفَاقِ، وَالسُّمْعَةِ وَالرِّيَاءِ وَأَعُــــوذُ بِــكَ مِــنَ الصَّمَمِ وَالْبَكَمِ وَالْجُنُونِ ، وَالْجُذَامِ ، وَالْبَرَصِ ، وَسَيِّئِ الأَسْقَامِ
От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с такой мольбой:
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), и от того, чтобы быть зависимым от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастия, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней».
См. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джамиа» 1285.