Полный разбор темы вы можете найти по ссылке, обязательно сначала изучите то, что по ссылке: https://islam-med.com/hidzhama-ne-portit-post-i-dozvolena-palomniku/
Вопрос: «Если у человека во время поста пойдёт кровь, должен ли он прекратить пост или может закончить его?»
Ответ: «Постящемуся не вредит выход крови, если только он не произошел по причине хиджамы. Если же ему сделали хиджаму, то правильным мнением является то, что он нарушил свой пост посредством этого. В этом есть разногласия между учеными, однако правильным мнением является то, что его пост нарушается, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали» («Ахмад» 8550, «ат-Тирмизи» 774). А если у него пошла кровь из носа или же он поранил ногу или руку во время поста, то его пост не нарушается и кровотечение не вредит ему».
Вопрос: «В каких случаях выход крови нарушает пост?»
Ответ: «Пост в этом случае не нарушается, кроме как по причине хиджамы согласно правильному мнению, хотя по этому поводу есть сильные разногласия. Большинство считает, что пост не нарушается даже и по причине хиджамы. Однако, более сильное мнение заключается в том, что пост нарушается по причине хиджамы». См. «Маджмуу фатава ва макалят аш-шейх Ибн Баз» 15/272
Вопрос: «В связи с упоминанием хиджамы, уважаемый шейх. Если у кого-то берут кровь на анализ или для переливания больному, влияет ли это на его пост?»
Шейх: «Взятие небольшого количества крови для анализа не влияет на пост. Однако, если берут много крови для переливания больному, то безопасней будет ему возместить пост в случае, когда речь идёт об обязательном посте. Безопасней будет ему возместить этот пост, потому что это похоже на хиджаму в некоторых моментах. Правильным же мнением у обладателей знания является то, что нарушение поста в таких случаях связано исключительно с хиджамой. Однако, уподобление взятия большого количества крови хиджаме является сильным мнением. Но при этом, как известно, обладатели знания, которые считают, что хиджама нарушает пост, ограничивают нарушение поста исключительно хиджамой, потому что на это указывают шариатские тексты, и они не считают кровопускание путем вскрытия вен и тому подобное нарушением поста. Однако мнение тех, кто уподобляет хиджаме то, что похоже на нее, является сильным мнением. А что касается взятия небольшого количества крови на анализ из пальца или из бедра и тому подобного, то это не нарушает пост согласно правильному мнению. Это не нарушает пост».
Ведущий: «Да воздаст Вам Аллах благом и дарует наилучшее».
Вопрос: «Этот слушатель, который обозначил своё имя только буквой “М” говорит: «С нами произошёл несчастный случай в месяце Рамадан в предвечернее время незадолго до окончания поста, который повлёк получение незначительных ран, и у меня возникло небольшое кровотечение. Должен ли я возместить этот день при том, что я продолжал соблюдать пост вплоть до его окончания?»»
Ответ: «Если человек поранит ногу или руку по причине автокатастрофы, падения на камень или в яму или тому подобного, то его пост не нарушится и подобное не повредит ему. Нарушение поста в таких случаях связано только с хиджамой. Хиджама — это то, что нарушает пост согласно мнению группы обладателей знания. А что касается полученных им ран, то это не вредит ему, и его пост не нарушается».
Вопрос: «В каком случае выход крови из тела нарушает пост? И как нарушается пост?»
Ответ: «Кровь, которая нарушает пост, — это кровь, которая выходит по причине хиджамы, в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали» («Ахмад» 8550, «ат-Тирмизи» 774). Также проводится аналогия между хиджамой и тем, что похоже на нее, когда человек по собственной воле допускает выход большого количества крови, что ослабляет его тело. Подобное нарушает пост так же, как и хиджама, потому что исламский Шариат не делает различия между двумя похожими вещами подобно тому, как он не объединяет между собой две разные вещи.
Что же касается той крови, которая выходит у человека без его желания, подобно кровотечению из носа или из раны, полученной в результате пореза ножом во время разделывания мяса, или если кто-то наступил на бутылочный осколок и тому подобного, то это не нарушает пост, даже если выйдет много крови. Также если выйдет небольшое количество крови, которое не оказывает такого влияния как хиджама, подобно взятию крови на анализ, то это также не нарушает пост». См. «Маджмуу фатава ва макалят аш-шейх Ибн Баз» 15/272.
Вопрос: «Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делали хиджаму, когда он был в ихраме и когда он постился. А в другом хадисе говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил по кладбищу аль-Баки мимо человека, которому делали хиджаму в Рамадан, и сказал: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали». Объясните нам, как можно объединить эти хадисы, да воздаст Вам Аллах благом».
Ответ: «Объединить их, как говорят исследователи из числа обладателей знания, можно следующим образом: Дозволенность хиджамы для постящегося была отменена. Вначале постящемуся можно было делать хиджаму, а потом это было отменено и приказано не делать хиджаму во время поста. Что касается того, что хиджама нарушает пост, то это постановление было последним из двух. Об этом достоверно говорят обладатели знания: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали» — это последнее из двух постановлений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из которого следует, что хиджама нарушает пост. Если же есть необходимость в хиджаме, то ее можно сделать ночью, хвала Аллаху».
Вопрос: «Наша сестра спрашивает: Если человек постится и у него пойдет кровь, должен ли он прервать свой пост или продолжать поститься?»
Ответ: «Это не повредит постящемуся. Не вредит ему выход крови, если только он не произошел по причине хиджамы. Если ему сделают хиджаму, то согласно правильному мнению, он нарушит свой пост. В этом есть разногласия среди ученых, однако правильным мнением является то, что он нарушает пост, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали». А если у него пойдет кровь из носа или он поранит ногу или руку во время поста, то его пост не нарушится и подобное не повредит ему».
Вопрос: «Каково суждение относительно внутривенных и внутримышечных уколов и в чем разница между ними для постящегося?»
Ответ: «Правильным мнением является то, что эти уколы не нарушают пост. Нарушают пост исключительно питательные уколы. Также взятие крови на анализ не нарушает пост, потому что это не подобно хиджаме. Что же касается хиджамы, то она нарушает пост того, кто её делает, и того, кому её делают, согласно наиболее правильному мнению ученых, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нарушил пост тот, кто делал хиджаму, и тот, кому ее делали»».
Вопрос: «Каково суждение относительно выхода крови у постящегося, как, например, носовое кровотечение и т.п.? И можно ли постящемуся сдавать кровь для переливания или сдавать анализы?»
Ответ: «Выход крови у постящегося, такое как носовое кровотечение, маточное кровотечение у женщин и тому подобное, не нарушает пост. Пост нарушают менструация, послеродовое кровотечение и хиджама. И нет проблем постящемуся сдавать кровь на анализ, если это необходимо, и пост посредством этого не нарушается. Что же касается сдачи крови для переливания, то безопаснее отложить это до окончания поста, потому что, как правило, при этом берут много крови, что становится похожим на хиджаму. А содействие только от Аллаха».
Вопрос: «Каково суждение относительно взятия крови на анализ?»
Ответ: «В этом также нет проблем. Правильным мнением является то, что нет проблем в том, чтобы брать кровь на анализ, потому что речь идет о незначительном количестве, и это не похоже на хиджаму».
Вопрос: «А если возьмут много крови?»
Ответ: «В большинстве случаев берут небольшое количество. Что же касается сдачи крови для переливания больному, то если это произошло по неотложной необходимости, сдавшему кровь следует возместить пост. Если же дело не такое срочное, то предпочтительней отложить это до ночи. Если берут много крови, то безопасней возместить пост».
Вопрос: «Являются ли масло, наносимое на волосы, сурьма и химические ароматизаторы тем, что нарушает пост?»
Ответ: «Нет, если мазать волосы маслом, жиром и тому подобным или использовать хну, пост не нарушается. Пост нарушает то, что человек ест своим ртом или оно попадает в него через нос или посредством питательных уколов. Также нарушает пост то, о чем говорит Шариат, подобно хиджаме, интимной близости и семяизвержению в результате страсти».
Вопрос: «Слушатель Асиф Саад аз-Зафири прислал письмо, в котором говорится: Хочу поделиться с вами проблемой, которая заключается в том, что у меня изо рта идет кровь во время омовения. Влияет ли это на омовение, а также, каково положение относительно поста? Влияет ли эта кровь на пост? Да воздаст Вам Аллах благом».
Ответ: «Не влияет на постящегося ни кровь из его рта, ни кровь из любой другой части его тела. Раны не влияют на пост. Также и на омовение… Кровь, которая выходит из губ или из десен не вредит омовению. Однако от нее следует очищаться, пока она полностью не будет удалена. Что же касается омовения, то оно не нарушится, также не нарушится и пост. То, что нарушает пост, — это хиджама. Если человек сделает хиджаму, то нарушит свой пост, согласно более правильному мнению ученых. А что касается ран на теле или крови, которая выходит из зубов или губы по разным причинам, то все это не вредит посту и не вредит омовению».