История биологии, построенная на трудах Аристотеля и Галена, затем перешла к ученым из числа мусульман, которые добавили информацию, взятую из всех уголков известного мира.
К 8 веку большая часть Европы погрузилась в Средневековье, и только Византийская империя сохранила несколько фрагментов древних знаний.
К счастью, на этом история биологии не закончилась, поскольку исламский халифат обеспечил стабильную среду для исламских ученых, которые процветали под покровительством правящих классов. Исламские правители твердо верили в распространение знаний и основали знаменитые дома мудрости в Багдаде и Дамаске.
Эта культура покровительства позволила исламским ученым изучать и учиться, и они перевели многие греческие тексты на арабский язык, что позволило сохранить мудрость греков и передать ее в Европу в эпоху Возрождения. Сам размер исламской империи обеспечивал доступ к богатству и сырью для промышленности и сельского хозяйства. Это дало исламскому миру возможность поддерживать структуру обучения и науки, фундамент исламского вклада в историю биологии и науки.
Большинство исламских ученых были свободны в проведении чистых исследований, гарантируя, что бурное развитие практических методов было подкреплено достижениями в философии. Как и у древних греков, исламские наблюдения за жизнью были тесно связаны с философией и теологией.
История биологии – исламская сельскохозяйственная революция
Исламские ученые разработали сильное мировоззрение, основанное на чистых исследованиях, и часто исследовали научные явления ради поиска ответов. Однако, как и в современном обществе, большая часть их исследований была прикладной, призванной оттачивать приемы и увеличивать кладезь знаний в областях, улучшающих повседневную жизнь.
Одной из таких областей была Ботаника, где большая часть исследований была сосредоточена на совершенствовании методов и приемов ведения сельского хозяйства, необходимых в районах, где фермерам приходилось бороться с бедностью почвы и дефицитом воды. Исследования ученых мусульман подпитывали средневековую сельскохозяйственную революцию и дали основу многим методам, которые современные фермеры до сих пор используют сегодня, особенно в жарких, сухих регионах.
Сельскохозяйственная наука ученых мусульман включала в себя двухэтапный процесс: первый этап предусматривал сбор всех имеющихся данных и знаний о методах ведения сельского хозяйства, а второй – использование научных методов для совершенствования и оттачивания этих процессов, публикацию результатов и распространение знаний вокруг.
Одним из примеров практического использования исламской биологии является провинция Андалусия, современная Испания, где прежние методы ведения хозяйства основывались на римской модели и поддерживали ограниченное натуральное хозяйство. Когда провинция попала под контроль мусульман, вся сельскохозяйственная система была реформирована, на основе передовых ирригационных технологий и обширных ботанических знаний ученых мусульман. Мусульмане привезли со всех концов своей империи экзотические новые виды, которые процветали в суровых условиях, преобладающих на Пиренейском полуострове.
Сельскохозяйственная революция мусульман также использовала достижения в других областях, с помощью математических и инженерных инноваций, позволяющих рассчитать, как поднять воду и проектировать продуктивные ирригационные системы. Ученые мусульмане использовали свои знания в тестировании типов почв на состав и плодородие, прививке деревьев и осуществлении селекции. В этой области они разработали свои методы, но они также путешествовали по миру в поисках информации, собирая устные истории и методы с удаленных мест, таких, как степи Центральной Азии и пустыни Северной Африки.Такое распространение знаний и готовность к обмену ими также подтверждается переводом работ исламских ученых на многие языки, включая арабский, латинский, греческий, сирийский, индийский диалекты, фарси и ряд других языков. Это обеспечило быстрое распространение знаний и идей и повсеместное совершенствование методов ведения сельского хозяйства. Эти усовершенствованные методы ведения сельского хозяйства учитывали сельскохозяйственный фундамент экономики, лежащий в основе общества, привели к богатству, которое позволило правителям спонсировать исламских ученых, что дало им возможность разработать новые сельскохозяйственные методы и создать благотворный цикл.
Исламские достижения обеспечили ситуацию, при которой большинство населения могло выйти за рамки натурального хозяйства и выращивать сельскохозяйственные культуры для получения прибыли, а доступ к овощам и мясу в течение всего года улучшало здоровье населения. Несмотря на то, что сельскохозяйственные улучшения касались истории биологии, они позволили людям уйти с земли, создав купеческий класс, еще один мощный инструмент для распространения мыслей и идей. Работа исламских специалистов по сельскому хозяйству стала основной причиной укрепления исламских земель с политической, социальной и военной точки зрения.
Другими нововведениями исламских ботаников стало появление хлопка в Европе, предоставление средиземноморским фермерам возможности выращивать свежий урожай и купцам экспортировать товары в Северную и Западную Европу.
История биологии – исламские ботаники
Изучая вклад мусульман в историю биологии, можно отметить, что несколько ученых мусульман внесли значительный вклад в этой области, объединив знания со всего мира. Их систематическая классификация и распространение новых растений и методов на Ближнем Востоке и в Европе укрепляет их место в выдающейся истории биологии.
Ученый, Аль-Динавари (828-896), является одним из ведущих ботаников своего времени, и его труд «Книга растений» была примечательной книгой, которая завоевала для него славу «Отца ботаники мусульман». Как и греки и римляне до него, он изучил и записал, по крайней мере, 637 растений.
Эта очень важная часть ботаники помогала фермерам выборочно выращивать лучшие и наиболее продуктивные сорта, метод, который существовал с самого начала сельского хозяйства. Он также описал жизненный цикл растений, включая их рост, размножение и плодоношение, сделав Книгу растений отличным справочным пособием.
В 13-ом веке ученый из Андалусии, Абу аль-Аббас аль-Набати, взял научные методы, разработанные мусульманскими учеными, и применил их к ботанике, уделив внимание лекарственным растениям. Вместо того, чтобы полагаться на метод проб и ошибок и слухи, Аль-Набати считал, что эмпирические методы и научный эксперимент нужно использовать для проверки эффективности лекарственных растений. Данная работа запустила, разумеется, процесс исчезновения бытующего мнения и слепой веры в искусство врачевания.
Труд Аль-Набати скоро затмила книга его ученика, Ибн Аль-Батара, который написал труд, ставший справочным пособием для ботаников вплоть до 19-ого века. Его книга содержала подробные описания свыше 1400 видов растений, многие из которых стали важными источниками пищи или использовались в качестве лекарств. Важно то, что, по крайней мере, 300 из этих растений были полностью его открытием.
Абу Закария Яхъя Ибн Мухаммад Ибн Аль-Авван, ученый 12-ого века из Севильи, Испания, внес один из самых значительных вкладов в историю биологии, а именно в области сельского хозяйства. Его труб “Китаб аль-Филяха” дал инструкции специалистам в области сельского хозяйства по уходу примерно за 600 видами растений, включая свыше 50 типов фруктовых деревьев. Данная работа описывала методы, предпочтительные условия роста, навоз, болезни и вредителей, поражающих растения.
Другими ботаниками, уделявшими внимание документированию новых видов растений, были Ибн-Саури, Аль-Каивини и Аль-Динавари, со своими энциклопедиями по выращиванию растений, часто сопровождающимися иллюстрациями растений из таких далеких стран, как Индия и Андалусия.
Словарь животных, которые разрешались и запрещались к употреблению в пищу (Йельский университет)
Ученые мусульмане и зоология.
Китаб аль-Филяхах аль-Андалусиях. Переведено и аннотировано Жозефом Антонию Банкуэри. Мадрид: Импрента Реал, 1802 (Йельский университет)
Ведущий ученый зоологии Аль-Джахиз (781-868\869) написал подробный трактат, “Китаб аль-Хайван” (Книга о животных), которая стала одним из самых важных трудов в истории биологии.
Данная книга содержала подробные описания свыше 350 видов животных, она была пронизана поэтическими описаниями и известными поговорками. Аль-Джахиз был первым ученым, осознавшим важность среды для животных, он понял, что среда определяет возможность выживания животного.
Аль-Джахиз поделился своими идеями о пищевых цепочках, отметив, что животные ищут пищу, но их, в свою очередь, поедают хищники; эта тенденция продолжалась по цепочке. Ученый также понимал, что цепи не одномерны и что животные имеют более одного источника пищи. Поскольку каждое животное охотилось, на него также охотились, как на часть цикла жизни.
Анатомия лошади (15-ого века н.э.) Египетский документ в Университетской библиотеке, Стамбул (общественное достояние)
Другие достижения в зоологии были сосредоточены на выращивании скота и стремлении разводить лучших лошадей и животных. Одним из ведущих исламских ученых в этой области был Ибн Бахтишу, христианин, который написал трактат VIII века под названием «Использование животных». Эта книга содержала сведения о зоологии; большая часть ее основывалась на более ранних греческих трудах, но включала подробный раздел о животноводстве.
Аль-Дамаири, ученый 13-го века, живший в Каире и находящийся под влиянием Аль-Джахиза, написал трактат под названием “Хайат Аль-Хайаван” , “Жизнь животных”, энциклопедию, которая содержала детали многих видов животных и стала фундаментальной работой по этому вопросу.
Несколько других ученых заслуживают упоминания за их работу и непосредственное влияние на европейское мышление. Абу Убайда (728-825 н. э.) написал более 50 томов, сосредоточив внимание на коневодстве и скотоводстве, большинство из которых впоследствии перешло в руки европейцев. Работа Ибн Аль-Аввана XII века “Книга сельского хозяйства” содержала подробные разделы, касающиеся животноводства и пчеловодства. Наконец, Ибн Аль-Байтар написал книгу по фармакологии, которая включала подробную информацию о ветеринарном уходе за животными.
История биологии и ученые мусульмане
Нет никаких сомнений в том, что ученые мусульмане внесли большой вклад в историю биологии и, наряду с сохранением знаний древних, добавили массу новой информации. Они не только тщательно документировали виды растений и животных, но и внесли свой вклад в сложные сельскохозяйственные достижения и создали интересные научные теории.
Это знание медленно просачивалось в Европу, и по мере того, как эпоха мусульман приходила в упадок, это знание становилось основой Ренессанса и влияло на мышление европейских ученых на протяжении многих веков.
Перевод и редакция статьи была сделана специально для сайта islam-med.com