“ИСЛАМСКАЯ” ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

Наиболее выдающимся достижением практикующих врачей Золотой Эпохи Ислама была офтальмология и изучение глаза.  Труд исламских ученых в разработке уникальных методов был значительным, а их выдающиеся тексты использовались вплоть до недавнего времени.

Мусульмане офтальмологи изобрели многие утонченные и продвинутые методы хирургии глаза, которые значительно улучшили качество жизни тысяч людей. Мусульманские врачи ученые не только изучали глаз подробно, но и связывали данные исследования со своей работой с оптикой и физикой, лежащими в основе зрения и природы света.

Основным вкладом мусульман в офтальмологию было основание больниц для лечения глаз в некоторых крупных городах исламского мира, включая Дамаск, Каир и Багдад. Будучи частью структуры, характерной для “исламской” медицины, данные центры включали в себя возможности обучения и исследования, наряду с лечением пациентов.

Аль Масаваих и Ибн Исхак, первые исламские офтальмологи

Первый вклад в “исламскую” офтальмологию внес Аль Масаваих (777-857), иракский ученый, который переехал жить в Каир и написал трактат о состоянии глаза правителю династии Фатимийунов, Аль-Хакиму. В этой примечательной книге подробно описывались 48 состояний глаза, она включала многие случаи, в частности, удаление катаракты с помощью полой иглы через вакуум.

Данный метод, возможно, впервые использовался греками, в частности, Антиллусом, во 2-ом веке, но он вероятно так и не стал бы популярным среди европейцев, если бы в 18-ом веке его не описал Давиэль в 1748 году. Однако труд Аль Масаваих отошел в тень трудов другого большого ученого “исламской” медицины, Хунайна Ибн Исхака.

Хунайн Ибн Исхак (808-873) внес довольно значительный вклад в “исламскую” офтальмологию, обучившись у Аль Масаваих. Когда мы упоминаем Золотую Эпоху Исламской Науки, важно помнить, что это не означает, что все ученые были мусульманами, более того, Исламская Эпоха предоставила основу для открытий и активно вдохновила и спонсировала ученых. Еврейские и христианские ученые также внесли большой вклад в научные знания; Абд Ибн Исхак является примером такого человека, который был христианином, но все же заслужил большое уважение благодаря своим трудам.

Его основным вкладом был перевод многих греческих текстов на арабский, что обеспечило сохранность трудов таких ученых, как Гален, Аристотель и Гиппократ, а его труд «Десять трактатов о глазе» запечатлел его ранние идеи. Однако Ибн Исхак больше работал как переводчик и написал много подробных книг об “исламской” медицине, показав себя опытным хирургом и переводчиком. Он написал 29 книг, и его книга Аль Масаил ат-Тибб, «Введение в искусство медицины» являлась стандартной энциклопедией для обследующих и практикующих врачей, которые хотят получить лицензию.

«Десять трактатов о глазе» Хунайна и «Книга-памятка для окулистов» Изы включали подробные объяснения физиологии глаза, которые перешли напрямую в Европу во время Ренессанса и принесли с собой многие термины, которые используются и по сей день, основанные скорее на арабском, нежели на греческом языке.

Ибн Исхак написал еще 10 книг об “исламской” офтальмологии, включая многие анатомические диаграммы, и его труд использовался и цитировался многими офтальмологами и врачами в Европе вплоть до пятнадцатого века. Он описал кисты, опухоли и язвы, указав на их причину, а также предложив рекомендуемые типы лечения и идеи для лечения катаракты.

“Исламская” офтальмология и Аль-Рази

Аль Разес (860-932) внес следующий вклад в “исламскую” офтальмологию, разработав и описав многие точные хирургические методы восстановления зрения. В своей энциклопедии медицинских техник, «Китаб аль-Мансури», Аль Рази описал удаление катаракты с помощью стеклянной трубки и каутеризацию слезного свища, данная книга стала инновационным трудом в данной сфере.

Он стал одним из самых важных врачей, разработавших теории, которые не соответствовали практическим знаниям, и написал свыше 900 исследований многих своих медицинских практик. 48 из данных исследований посвящены сложным офтальмологическим процедурам и позволили другим врачам и студентам изучить техники, в отличие от непроверенных теорий, которые могли бы скорее навредить, чем помочь пациентам. Треть данных исследований не была включена в его книгу, они используются дополнительно к его труду об “исламской” медицине.“Исламская” оптика и Аль Хайтам (Альхазен)

Аль Хайтам (965-1040) написал Книгу об Оптике, и эта книга стала ключевой в сфере “исламской” офтальмологии. В данной книге содержится кладезь информации об анатомии глаза и идеи о его работе, а также идеи о поведении света в целом. Считалось, что его труд повлиял на исследования свойств света Ньютоном.

Изначально эллинистические философы предполагали, что зрение возникало в результате лучей, исходящих из глаза, все от Эвклида до Аристотеля считали, что форма объекта каким-то образом передавалась прямо в глаз. Исламские врачи ученые, особенно Аль Хайтам, считали, что свет от источника фактически отражался от объекта и попадал в глаз, который играл роль пассивного рецептора. Он также считал, что сетчатка глаза частично отвечала за зрение, и эту идею он разделял с Авиценной.

Его открытия стали не только прорывом для ранних идей, но он также использовал научный подход опровержения идей греков и предложил альтернативы, на раннем примере использования научного подхода. Он использовал экспериментальный аппарат, такой как камера-обскура, для проверки своих открытий, что стало поворотным моментом не только в истории офтальмологии, но и одним из основных вкладов в исламскую физику.

Прочий выдающийся вклад в “исламскую” офтальмологию

В то время как данные исламские ученые внесли основной вклад в развивающуюся науку офтальмологии в Золотую Эпоху Ислама, многие другие ученые также внесли свой вклад в багаж знаний о зрении и глазе. Их труд стал важным вкладом в кладезь знаний “исламской” медицины.

Али Ибн Иза, который практиковал в 10-ом веке в Багдаде, написал руководство по офтальмологии, включающее свыше 130 состояний глаза, под названием Тадхкират аль-Каххалин, «Книгу-справочник для окулистов». Эта книга стала стандартной энциклопедией для окулистов и включила в себя греко-римские знания, а также исходные наблюдения и методы.

Аль Нафис в 1210 году написал трактат под названием «Превосходная книга об офтальмологии», которая описывала теоретические концепции, включая физиологию и структуру глаза, и патологию состояний глаза. Вторая часть трактата включала некоторые подробные методы лечения заболеваний и составила огромные знания, которые распространились по исламскому миру и далее перешли в Европу.

В 12-ом веке в Испании ученый аль Гафики написал подробный трактат о лечении заболеваний глаза. Данный труд содержал подробные объяснения состояний глаз и их хирургическое и фармацевтическое лечение, а также включал раздел об этике окулистов. Возможно, данный этический кодекс перешел в Европу из Испании, которая явилась главным проводником исламской медицины в Европу.

В 1258 году Аль Кайзи написал трактат о многих состояниях глаза, он также описал физиологию глаза и способы лечения заболеваний глаз, включая новые методы, которые не были описаны многими более ранними учёными и окулистами.

В 13-ом веке Халифа бин Аби Махасин выпустил книгу, которая дополнила труды более ранних окулистов. Данный труд также содержал иллюстрации многих инструментов, которые использовались для лечения состояний глаз и удивительно пригодились в современных условиях. Его книга описывает процесс использования магнита для удаления фрагментов железной иголки, это поистине огромное дополнение ко многим процедурам, регулярно применяемым “исламскими” окулистами.

Illustration of medieval Muslim surgical instruments taken from al-Zahrawi's Kitab al-Tasrif
Иллюстрация средневековых “исламских” хирургических инструментов, взятых из Китаб аль-Тасриф Аль Захрави. Копия пятнадцатого века манускрипта одиннадцатого века (общественное достояние)

Историческое наследие исламской офтальмологии

Наследие исламских окулистов живо до сих пор, окулисты, как и врачи в целом, немного презирались  греками и римлянами, частично из-за того, что многие из их техник были грубыми и неправильно  толковались как техники, которые могут причинить больше вреда здоровью, чем пользы. В то время как в “исламскую” эпоху было много шарлатанов и мошенников, мусульмане строго относились к вопросам сертификации, а также наказаниям для практикующих врачей “исламской” медицины, работающих без лицензии.

Несмотря на то, что отношения между исламским и христианским миром были зачастую сложными и отмечены войнами, существовал обмен идеями. Многие труды “исламских” офтальмологов были переведены на латынь и стали фундаментом науки в Европе, многие “исламские” тексты использовались вплоть до девятнадцатого века.

“Исламские” окулисты использовали сложные способы лечения внешних повреждений глаза, многие из которых полностью признаны современными окулистами. Например,  ячмень, рассматривался как абсцесс и лечился с помощью натирания горячим хлебом; современные горячие компрессы выполняют ту же функцию. Трихиаз, при котором ресницы раздражают и повреждают глазное яблоко, что постепенно приводит к слепоте, лечился с помощью удаления волосков и каутеризации корня красной горячей иглой.

В заключение можно отметить, что труды мусульман, разумеется, были основаны на открытиях более ранних культур, особенно греко-римских и индийских традиций, но они также расширили и более точно описали многие собственные методы. “Исламская” офтальмология пополнила запас  существующих знаний и сохранила зрение многочисленным пациентам, страдающим от болезней глаз. Её вклад в “исламскую” медицину значителен и подкрепляет труды современных практикующих врачей в данной области.


Перевод и редакция статьи была сделана специально для сайта islam-med.com