После древнегреческих философов первенство в области химии перешло к исламским ученым.
Греки еще не проводили никаких различий между химией и другими естественными науками, объединяя их со своими философскими и религиозными убеждениями. Однако влияние Аристотеля все равно отразилось бы на истории химии, и исламские ученые сохранили его знания и добавили к ним свои собственные наблюдения.
Ученые мусульмане, безусловно, усовершенствовали древнегреческую алхимию, и основы первого выделения химии как отдельной дисциплины были очевидны, хотя, вероятно, еще слишком рано было называть ее «прото-химией». Они основывали свою алхимию на аристотелевской идее четырех элементов и пытались интегрировать их со своими верованиями в Аллаха и исследованиями в психологии, медицине и физике. Мусульмане алхимики пытались все время найти великую универсальную теорию, которая описывала цельность превосходной структуры, регулируемой искусными законами.
История химии – влияние греков
Ученые мусульмане, все еще придерживаясь принципов Аристотеля и пытаясь преобразовать неблагородные металлы в золото и найти эликсир жизни, были первыми учеными, которые попытались количественно оценить процесс и использовать научный метод, предложенный такими учеными, как Авиценна и Аль-Хайтам. Помимо базовых основ греческой алхимии, они использовали знания, пришедшие из Китая и Индии, развивая новые идеи и делая открытия, которые станут общими знаниями для химиков, как только эзотерика и догма будут дискредитированы. Однако многие европейские ученые считали, что алхимики мусульмане просто перевели оригинальные греческие идеи, не добавив ничего нового, что дискредитировало новые открытия ученых мусульман.
В новой и захватывающей области “исламской” алхимии два великих имени выделяются в качестве первопроходцев дисциплины, ученые, чья работа легла в основу химии и проникла в Европу осмосом. Это случилось, несмотря на попытки ученых Возрождения игнорировать это в пользу греческой алхимии и изящных верований, возможно, сдерживаемых неспособностью европейцев понять арабский язык. Джабир ибн Хайян был первым ученым мусульманином, который глубоко вник в “исламскую” алхимию и представил теории. Аль-Разес пошел дальше и добавил эмпирические методы к первым попыткам развития химии как отдельной дисциплины.
Джабир Ибн-Хайан-Гебер, отец исламской алхимии
Описать любую историю химии, включая исламский мир, трудно, просто потому, что многие из величайших мусульманских ученых были полиматами, часто делая большие успехи в философии, теологии, медицине и целом ряде научных дисциплин. В этот период, когда научные исследования только начинались, и между разными науками было мало различий, великие умы, такие как ибн Хайян, известный на Западе как Гебер, процветали. Тем не менее, помимо ряда его других достижений, он наиболее известен как отец “исламской” алхимии, написав много великих работ, которые были переданы более поздними европейскими учеными и открыты гораздо позже в истории химии.
Подобно греческим философам, Гебер не пытался отделить понятия исламской алхимии от других дисциплин, рассматривая их в рамках естествознания, медицины и теологии, опираясь на греческие идеи равновесия и совершенства. Он, конечно, проделал работу в поисках “Святого Грааля” для превращения неблагородных металлов в золото, и он также пытался открыть секреты эликсира жизни, возможно, даже создания жизни из компонентов.
Его основные работы касались природы металлов, в которых он пытался установить, что именно придавало им различные свойства. Как и греки, Гебер проводил мало различий между жизнью и не-жизнью, рассматривая минералы как часть творения, как “род” с соответствующими качествами. Следовательно, различия между ними были прекрасны, и трансмутация была возможна с использованием правильного эликсира. Точно так же он считал, что различия между животными или растениями были одинаково прекрасны, и что алхимик, при наличии правильного эликсира, сможет преобразовывать животных из одного вида в другой, и даже создавать новые виды.
Джабир взял аристотелевские идеи четырех элементов тепла, холода, сухости и влажности, а также полагал, что их можно объединить, чтобы создать любое другое вещество. Это стало основой его теории металлов, и он предположил, что все металлы сделаны из серы и ртути, “промежуточных” стадий между элементами и металлами. Золото представляло собой идеальное сочетание серы и ртути, но в результате этого другие металлы были загрязнены примесями меди, свинца серебра и других известных металлов. Задача “исламской” алхимии Джабира заключалась в восстановлении примесей путем их удаления из металла и получения золота.
Тем не менее, Гебер внес большой вклад в прикладную часть “исламской” алхимии и зафиксировал некоторые достижения, которые он сделал в таких областях, как рафинирование металлов, изготовление и использование красителей и чернил, а также открытия в стеклоделии. Он нашел способ использовать железные пириты для изготовления золотых чернил для рукописей, что было намного дешевле, чем фактическое золото для сложных освещаемых рукописей того времени.
Он писал, как создавать и очищать кислоты: азотную, соляную и серную, а также смесь серной и азотной кислот, известную как царская водка, которая может даже растворять золото. Он рассказал о методах, используемых для извлечения и приготовления квасцов, сурьмы, ацетата свинца и оксида ртути. Он много писал об использовании лаков для водонепроницаемой кожи и металлов. Он также рассмотрел органические кислоты, научившись концентрировать уксусную и лимонную кислоты.
Методы, которые он использовал для своих экспериментов, знакомы любому современному химику, и он зафиксировал методы сублимации, испарения, фильтрации, прокаливания и кристаллизации. Считается, что Гебер заложил основу для проведения, регистрации и повторения химических экспериментов, что свидетельствует о расширении использования прото-научного метода среди ученых мусульман.
“Исламская” алхимия – Аль Рази
Аль-Разес последовал за Джабиром, взяв многие из тех же идей и используя ту же терминологию, даже те же названия для своих книг, что и предыдущий ученый. Это необычно для такого вольнодумца, как Аль-Разес, намекает на связь между ними и показывает, что мало кто сомневается, что Аль Разес восхищался и уважал Гебера. Тем не менее, было много различий и уточнений, сделанных Аль-Разесом, поскольку он перевел “исламскую” алхимию в другое русло. Эти тонкие, но важные различия являются причиной, почему Гебера часто называют отцом алхимии, в то время как Аль-Разес известен как отец химии.
Аль-Разес написал ряд трактатов, которые стали известны западной науке, самым важным из которых стал Liber Secretorum Bubacaris в западном мире и считался основой работы на протяжении веков. Разница между “исламской” алхимией Аль-Рази и алхимией более раннего ученого заключалась в том, что Разес начал процесс отделения науки и эмпиризма от архаичных формул и нумерологии, пытаясь изучать физические процессы за пределами Божественной воли.
Работы содержали подробное описание методики и оборудования, используемого в ходе экспериментов. Его рассуждения о металлах и других веществах обсуждались вне их связи с духовностью и теологией.
Хотя Разес все еще использовал многие общие концепции, а также архаичный и эзотерический язык ранних алхимиков, он изучал вещества и соединения отдельно и предсказывал их природу, а не пытался вписать их в элегантные теории и абстрактные обобщения.
Это включало попытки разбить вещества на группы и классификации в соответствии с их свойствами. В своей книге, Sirr al-asrar, он перечислил ингредиенты следующим образом.
- Земные Вещества
- Духи: ртуть, сера, купорос, мышьяк, нашатырь
- Тела: золото, серебро, медь, железо, свинец, олово
- Камни: пириты железа, оксид железа, оксид цинка, малахит, бирюза, оксид мышьяка, сульфат свинца, гипс, стекло
- Купоросные масла: черное, алюминиевого, зеленое, красное, желтое, белое
- Бура
- Соли
- Растительные вещества – вещества, которые редко используются врачами в медицине
- Вещества животного происхождения: волосы, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, рога, скорлупа
Кроме того, Рази указал, что многие другие вещества могут быть получены из этих основных веществ, включая оксид свинца, зеленую зелень, каустическую соду, оксид меди, киноварь (сульфид ртути II) и оксид цинка. Эти вещества он считал производными.
Рази был скрупулезен в своей документации и перечислил приборы, которые он использовал для своих исследований. Опять же, большинством из них были такие приборы, как тигли, перегонные кубики и несколько типов дистилляционного оборудования, а также различные печи и плавильное оборудование. Разумеется, его “Книга секретов” имеет поразительное сходство с современным лабораторным пособием в том, как она излагает и сопоставляет данные.
“Исламская” алхимия и упадок “Исламской” Эпохи
В то время как Джабир и Аль-Рази были двумя великими именами в истории “исламской” алхимии и двумя великими учеными, внесшими свой вклад в историю химии, другие ученые мусульмане также вошли в историю. В более поздние годы, “исламская” эпоха была в упадке, и началось европейское Возрождение, как только баланс сил начал смещаться с востока на Запад.
Хотя более поздние исламские ученые, возможно, и не внесли такого же вклада в методологию, как их предки, или не сделали открытия такого уровня, они, безусловно, заслуживают упоминания в истории химии. Их работы сохранили сочинения Джабира и Рази и обеспечили их попадание в Европу из Андалусии и Византии.
Абу-ль-Касим из Ирака
Абу-ль-Касим опубликовал работы в течение 13-го века, и его книги являются прекрасным примером изменений, происходящих по мере того, как баланс сил начал смещаться, почти незаметно, из исламского мира в Европу, выходящую из Средневековья и показывающую первые проблески Возрождения. Большие умы, такие как Роджер Бэкон и Роберт Гроссетест, находились под сильным влиянием классических текстов, полученных из Византии, когда крестовые походы охватили Восточное Средиземноморье, но все большее количество материала переходило из Андалусии.
Хотя Касим внес очень мало оригинального вклада в историю “исламской” алхимии, он часто цитировал своих более прославленных предков и утверждал, что их знания могут быть переданы европейцам. С точки зрения теории, его работа начинает отображать упадок “исламской” алхимии, поскольку он, казалось, игнорировал многие идеи Джабира и возвращался к более классическому подходу.
Айдамир Аль-Джилдаки (?-1342)
Аль-Джилдаки, другой ученый мусульманин, живший в Каире, внес один из наиболее важных вкладов в “исламскую” алхимию и в историю химии в целом. Хотя было бы опрометчиво классифицировать его как квалифицированного алхимика или теоретика, как архивист он был дотошным и беспристрастным. В своих работах он, как правило, цитировал более ранние умы, такие как Джабир и Рази, что обеспечило доступность больших выдержек из их работ для более поздних химиков.
Аль-Туграй (1063-1120)
К сожалению, очень мало произведений Аль-Туграя сохранилось, иначе он мог бы находиться рядом с Джабиром и Рази. Разумеется, позже ученые высоко оценили его работу, особенно как теоретика, и он, безусловно, передал большую часть европейских знаний древней алхимии.
“Исламская” Алхимия, формирующая будущее истории химии
Нет сомнений в том, что работа ученых мусульман обеспечила основу для развития химии. Они сохранили знания из Греции, Египта, Индии и других стран для более поздних европейских ученых и послужили основой для развития прото-научного подхода к алхимии, который будет принят учеными эпохи Возрождения. Алхимики мусульмане применили элементарный научный метод к алхимии и начали количественно оценивать и классифицировать соединения и элементы, даже если они делали при этом много неправильных предположений в теории. Алхимики мусульмане также начали разделять органическую и неорганическую химию; изучать аммиак, они узнали, что соли аммония, полученные естественным путем, как хлорид аммония, отличались от солей, полученных от перегонки продуктов жизнедеятельности животных, таких, как волос, который дает углекислый аммоний.
Разумеется, вклад ученых мусульман в историю химии был заметным, но они также сделали некоторые неправильные предположения, которые будут воспроизведены более поздними учеными. Например, алхимики мусульмане верили, что сера и ртуть являются основой каждого металла, и что смешивание их в правильных пропорциях позволит алхимикам создать любой металл.
Несмотря на неточности, история химии во многом обязана “исламской” алхимии и творчеству Джабира и Рази. Их труд продолжал жить, и они обеспечили переход пламени знаний в европейскую историю химии.
Перевод и редакция статьи была сделана специально для сайта islam-med.com