Как открыть кабинет для хиджамы легально?

Задайтесь себе вопросом: “Для чего вы хотите его открыть и какие преследуете цели?”. Это очень важно т.к. есть несколько мнений учёных касательно заработка на хиджаме:

1. Запрещено устанавливать цену за саму хиджаму, но если человеку дали награду в качестве благодарности, не по изначально установленной цене, то это дозволено.

Имам Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах сказал:
«Некоторые ученые считают, что если человеку, делающему хиджаму, заплатили за хиджаму по изначальному договору, то это является запретным, а если ему дали плату в качестве награды в знак благодарности, то это является дозволенным. И они понимают хадис Ибн ‘Аббаса в том смысле, что Пророк (ﷺ ) дал тому, кто сделал ему хиджаму, награду в знак благодарности. Однако такое понимание является неверным, так как Ибн ‘Аббас сказал, что Пророк (ﷺ ) дал плату тому, кто сделал ему хиджаму, ведь он не сказал, что Пророк (ﷺ ) дал ему награду в виде благодарности. Основа заключается в том, что нужно понимать слово в буквальном смысле, за исключением того, что придет довод, который будет указывать на противоречие этому»
См. «Шарх булюгъ аль-марам» 4/19

2. Разрешается устанавливать цену за хиджаму и брать за это оплату. Данное мнение основывается на общих словах пророка ﷺ и личном мнении сподвижников, например как ибн Аббаса, который высказал своё мнение по данному поводу с формулировкой “если бы” т.е. предположил.

عن عبدالله بن عباس
عنِ ابنِ عبَّاسٍ، قالَ: احتَجمَ رسولُ اللَّهِ ﷺ وأعطى الحجَّامَ أجرَهُ ولو علمَهُ خبيثًا لم يُعطِهِ

Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание и заплатил цирюльнику, а если бы считал это мерзким, то он не дал бы ему (ничего)».
См. «Ахмад» 1/316, «Абу Дауд» 3423, «Ибн Маджах» 2162. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

عن علي بن أبي طالب
 أنَّ النبيَّ ﷺ احتجَم، وأمرني فأَعطَيتُ الحجَّامَ أَجرَه

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание, (после чего) он повелел мне и я отдал цирюльнику его плату».
См. «Ахмад» 1/90, «Ибн Маджах» 2163. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Мухтасар аш-Шамаиль» 310.

3. Запрещается устанавливать цену за хиджаму и брать плату, за исключением, если эту плату потратить на рабов и скотину. Данное мнение основывается на прямом запрете от пророка и также на прямом указании того, куда стоит потратить данные средства. Это мнение на мой взгляд является наиболее правильным т.к. оно наиболее подтверждено словами именно от пророка , то есть на прямое указание из сунны. А Аллах знает лучше.

عن وهب بن عبدالله السوائي أبي جحيفة
رأيتُ أبي اشتَرى عبدًا حَجَّامًا فأمَر بمَحاجِمِه فكُسِرَتْ، فسأَلتُه، فقال: نَهى النبيُّ ﷺ عن ثمنِ الكلبِ، وثمنِ الدمِ، ونَهى عنِ الواشمةِ والموشومةِ، وآكلِ الرِّبا وموكِلِه، ولعَن المُصوِّرَ .

Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (назначать) цену за собаку и за кровь, и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе, (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения”».
См. «аль-Бухари» 947/2086. Хадис достоверный.

عن عقبة بن عمرو بن ثعلبة أبي مسعود: نهى عن كَسْبِ الحجَّامِ

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил оплату хаджаму».
См. «Ахмад» 7635, «ибн Маджах» 2165. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами» 6976.

عن ابن محيصة الأنصاري: عن أبيهِ أنَّهُ استأذنَ النَّبيَّ ﷺ في إجارةِ ال حجَّامِ فنَهاهُ عنها فلم يزل يسألُه ويستأذنُه حتَّى قالَ اعلفهُ ناضحَك وأطعمهُ رقيقَك

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам».
См. «Сахих ат-Тирмизи» 1277. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.


В РФ не прописана официально такая специальность как “хаджам” и нет официально такой услуги как “хиджама”. Поэтому, чтобы в легальном поле вести её практику, надо иметь другие специальности и регистрировать свою услугу под ту, которая прописана по закону, которая будет похожа на хиджаму тем или иным способом.


Среди тех, кто практикует хиджаму, распространена форма легализации своей деятельности через народную медицину, а именно получить документ о том, что вы лекарь (целитель, народный врач), который может делать хиджаму. Таких центров народной медицины в РФ десятки, если не сотни и тысячи, наиболее на слуху, это РАНМ, Аподит, Тюменская и т.д. Все их документы носят юридический характер, НО как только появилась поправка в федеральный закон №323 от 29.07.2017, эти документы выдаваемые центрами народными медицины, перестали иметь форму разрешительного характера т.е. теперь имея их на руках, вы не сможете открыть свой кабинет, а те кто уже открылись вынуждены найти другие варианты и сделать перерегистрацию т.к. могут придти люди в погонах и нахлабучить, а если ещё не нахлабучили, то скорее всего придут попозже, как только руки до вас доберуться (если будет на то воля Аллаха), но суть в том, что уже имея эти сертификаты вы выпадаете из легального поля т.к. в этой поправке четко сказано, что те, кто хотят заниматься народной медициной, должны получить разрешение в местном Минздраве и есть у вас бумага с центра народной медицины или нет, уже не имеет значение. Да Минздрав может конечно посмотреть на вашу бумажку и на основании неё дать разрешение, а может и не дать, это уже как Минздрав решит. Короче говоря раньше достаточно было иметь бумагу с центра народной медицины для открытия кабинета, теперь нужно получать разрешение у Минздрава и в качестве оснований для принятия решения Минздрав может как принять вашу бумагу, так и отклонить. Поэтому получать бумагу от центров народной медицины нам не подходит как 100% вариант. Но т.к. поправка вышла недавно и уровень юридического образования сотрудников исполнительной власти и вообще их практика оставляет желать лучшего, то это может ещё как-то прокатить по старой памяти.


Хиджама это процедура, которая включает в себя вакуумный массаж и пускание капилярной крови, поэтому как вариант, можно открыть:

– Парикмахерскую или салон красоты т.к. у них по ОКВЭД можно делать массаж (гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж). Но всё таки это больше для тех, кто будет делать хиджаму на лицо и шейно-воротниковую зону. Подойдёт для людей как с мед. образованием, так и без. НО все таки пускание крови как в хиджаме тут не предусмотрено, поэтому тут как говориться “до первой не зависимой проверки”

– Массажный кабинет т.к. хиджама это частично массаж, но по закону массажем полноценно, на всё тело имеют право заниматься только люди с медицинским образованием, как минимум окончившие колледж и прошедших курсы массажиста

– Кабинет гирудотерапии, но опять это подойдёт только людям имеющих медицинское образование и прошедших специальные курсы гирудотерапевтов.

Самый надежный вариант открытия, где 100% у вас есть полное право на деятельность по закону в РФ, это иметь документы на право занятия массажем и гирудотерапией т.е. только для людей с мед. образованием и на основании этих документов уже открывать кабинет.

Для людей без мед образования всё сомнительно и не точно. При желании по закону вас могут и оштрафовать и даже закрыть за решетку. То есть имея просто сертификат народного целителя, имея сертификат о прохождения курсах по массажу, пусть даже коррекционный, антицеллюлитный, открыв кабинет под парикмахерскую и т.д. У вас нет реального по закону право на данную деятельность.

Остаётся вариант того, что либо вы делаете это не легально и ездите по домам, либо просто учитесь делать хиджаму сами и делаете её у себя дома своей семье. Помоему последнее это самый адекватный вариант т.к. по шариату вы не подпадаете под ихтиляфы, запреты и сомнения, да и по местному закону вас не привлекут, за исключением если не ворвутся в дом ваш во время процедуры, где поймают с поличным.

Автор статьи Амин ибн Мансур instagram.com/ibn.mansur