Оплата за хиджаму и трата этих денег

Существует три основных мнения касательно вопроса оплаты за хиджаму и установки цены:

1. Запрещено устанавливать цену за саму хиджаму, но если человеку дали награду в качестве благодарности, не по изначально установленной цене, то это дозволено.

Имам Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, также сказал:
«Некоторые ученые считают, что если человеку, делающему хиджаму, заплатили за хиджаму по изначальному договору, то это является запретным, а если ему дали плату в качестве награды в знак благодарности, то это является дозволенным. И они понимают хадис Ибн ‘Аббаса в том смысле, что Пророк ﷺ дал тому, кто сделал ему хиджаму, награду в знак благодарности. Однако такое понимание является неверным, так как Ибн ‘Аббас сказал, что Пророк ﷺ дал плату тому, кто сделал ему хиджаму, ведь он не сказал, что Пророк ﷺ дал ему награду в виде благодарности. Основа заключается в том, что нужно понимать слово в буквальном смысле, за исключением того, что придет довод, который будет указывать на противоречие этому»
См. «Шарх булюгъ аль-марам» 4/19


2. Разрешается устанавливать цену за хиджаму и брать за это оплату. Данное мнение основывается на общих словах пророка и личном мнении сподвижников, например как ибн Аббаса, который высказал своё мнение по данному поводу с формулировкой «если бы» т.е. предположил.

احتَجمَ رسولُ اللَّهِ ﷺ وأعطى الحجَّامَ أجرَهُ ولو علمَهُ خبيثًا لم يُعطِهِ

Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание и заплатил цирюльнику, а если бы считал это мерзким, то он не дал бы ему (ничего)».
См. «Ахмад» 1/316, «Абу Дауд» 3423, «Ибн Маджах» 2162. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

 أنَّ النبيَّ ﷺ احتجَم، وأمرني فأَعطَيتُ الحجَّامَ أَجرَه

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание, (после чего) он повелел мне и я отдал цирюльнику его плату».
См. «Ахмад» 1/90, «Ибн Маджах» 2163. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Мухтасар аш-Шамаиль» 310.


3. Запрещается устанавливать цену за хиджаму и брать плату, за исключением, если эту плату потратить на рабов и скотину. Данное мнение основывается на прямом запрете от пророка и также на прямом указании того, куда стоит потратить данные средства. Это мнение на мой взгляд является наиболее правильным т.к. оно наиболее подтверждено словами именно от пророка , то есть на прямое указание из сунны. А Аллах знает лучше.

عن وهب بن عبدالله السوائي أبي جحيفة
رأيتُ أبي اشتَرى عبدًا حَجَّامًا فأمَر بمَحاجِمِه فكُسِرَتْ، فسأَلتُه، فقال: نَهى النبيُّ ﷺ عن ثمنِ الكلبِ، وثمنِ الدمِ، ونَهى عنِ الواشمةِ والموشومةِ، وآكلِ الرِّبا وموكِلِه، ولعَن المُصوِّرَ .

Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (назначать) цену за собаку и за кровь, и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе, (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения”».
См. «аль-Бухари» 947/2086. Хадис достоверный.

عن عقبة بن عمرو بن ثعلبة أبي مسعود: نهى عن كَسْبِ الحجَّامِ

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил оплату хаджаму».
См. «Ахмад» 7635, «ибн Маджах» 2165. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами» 6976.

عن ابن محيصة الأنصاري: عن أبيهِ أنَّهُ استأذنَ النَّبيَّ ﷺ في إجارةِ ال حجَّامِ فنَهاهُ عنها فلم يزل يسألُه ويستأذنُه حتَّى قالَ اعلفهُ ناضحَك وأطعمهُ رقيقَك

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам».
См. «Сахих ат-Тирмизи» 1277. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

А Аллах знает лучше!