Всевышний Аллах сказал: «Напоминай же (Кораном)! И ты (о, пророк), по милости Господа твоего не прорицатель и не одержимый (бесами)»[1].
А также: «И это [Коран] не речь прорицателя. О, как мало вы внимаете (увещаниям)»[2].
Сообщается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто пришёл к прорицателю или предсказателю и поверил тому, что он сказал, тот проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду»[3].
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды люди стали спрашивать посланника Аллаха ﷺ о словах прорицателей, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет (в их словах) ничего (истинного)». Они сказали: «О посланник Аллаха, но ведь иногда они говорят что-то, и это оказывается правдой!». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Это — слово, (имеющее отношение к) истине, которое джинн (сначала) хватает, а (потом повторяет) на ухо своему другу (из числа прорицателей, а прорицатели) примешивают к нему более сотни (слов) лжи»[4].
Передают, что Му'авия ибн аль-Хакам ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды я спросил: «О, посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах даровал нам ислам, но среди нас всё ещё есть люди, которые ходят к прорицателям». Пророк ﷺ ответил: «А ты не ходи к ним!»[5].
Сказано в книге «аль-Джами′»: «Прорицатель (кахин) – арабы называли так всякого, кто сообщает о чем-то еще до того, как это случается».
Сказал аль-Хаттаби, да помилует его Аллах: «Прорицатели – это люди с острым разумом, скверной душой и огненной сущностью. Шайтаны любят их, так как между ними есть схожесть в этих качествах. И шайтаны помогают им всем, чем могут. Прорицание было сильно распространено в доисламские времена, особенно, среди арабов, так как среди них не было пророка»[6].
Сказал шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах: «У прорицателя бывает товарищ из числа джиннов, который приходит к нему и передает информацию»[7].
Сказал шейх Ибн ′Усеймин, да помилует его Аллах: «Прорицатель (кахин) – это тот, кто сообщает людям о будущем»[8].
Сказал хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Прорицательство (кахана) – это заявление о знании сокровенного. Например, прорицатель сообщает о том, что случится на земле. Основа в том, что прорицатель узнает эту информацию от джиннов, которые подслушивают разговоры ангелов, а затем передают их прорицателю»[9].
Сказал аль-Кады ′Ияд, да помилует его Аллах: «Прорицательство у арабов проявлялось в трех видах:
Первый вид – у человека был приближенный джинн, который сообщал ему то, что подслушал от ангелов на небесах. Этот вид прорицания прекратился, когда был послан пророк Мухаммад ﷺ.
Второй вид – джинн сообщал прорицателю то, что сам видел в различных уголках земли. Это является возможным. Однако му′тазилиты и некоторые сторонники «калама» («философии») отвергли существование первых двух видов, назвав их невозможными. На самом же деле, они не являются невозможными. Прорицатели, в данном случае, могут лгать, а могут и говорить правду. Нам же запрещено верить им и слушать их слова.
Третий вид – гадатели по звездам. Аллах даровал некоторым людям способность гадать по звездам (как искушение для них). Но, чаще всего, гадатели по звездам также лгут»[10].
В общем же, прорицательство (кахана) делится на четыре вида:
Во-первых, прорицатели, получающие информацию от джиннов. Джинны, взбираясь друг на друга, поднимаются к небесам до такой степени, что верхний из них начинает слышать разговоры ангелов. Затем он передает эти разговоры тому, кто ниже, и так по цепочке информация доходит до прорицателя, а он уже прибавляет к ней ложь от себя. Этот вид прорицательства был сильно распространен до прихода ислама. После прихода ислама он встречается очень редко, а, может быть, вообще исчез. А Аллах знает лучше!
Во-вторых, джинн сообщает прорицателю то, что он видел в разных частях земли. Чаще всего, джинн сообщает о том, чего не видели люди.
В-третьих, прорицатель опирается на предположения, догадки и свою проницательность. В этом случае прорицатель также высказывает много лжи.
В-четвертых, прорицатель опирается на личный опыт и обычаи людей. Он рассказывает о будущем, опираясь на то, что происходило в прошлом. Все это порицаемо в шариате[11].
Сказал аль-Хаттаби, да помилует его Аллах: «Пророк ﷺ разъяснил, что прорицатель иногда говорит правду. И это по той причине, что информацию ему передает джинн, который подслушал ее от ангелов. Затем прорицатель добавляет к ней свою ложь, опираясь на свой жизненный опыт. Таким образом, правда в их словах встречается редко, а чаще всего они ошибаются»[12].
[1] Сура «ат-Тур», аят 29.
[2] Сура «аль-Хакка», аят 42.
[3] Абу Дауд, 3904; ат-Тирмизи, 135; ан-Насаи в «аль-Кубра», 9017; Ибн Маджа, 639; Ахмад, 9536, и другие.
[4] Аль-Бухари, 7561; Муслим, 2228; Ахмад, 6/87, и другие.
[5] Муслим, 537; Ахмад, 5/247, 248.
[6] См. «аль-А′лям», 3/2219-2220; «Фатх уль-Бари», 10/217.
[7] См. «Фатауа аль-′уляма фи ′илядж ис-сихри уаль масс», 187.
[8] См. «аль-Кауль уль-муфид», 1/402.
[9] См. «Фатх уль-Бари», 10/216.
[10] См. «Нейль уль-автар», 3/213-214, имама аш-Шаукани.
[11] См. «Фатх уль-Бари», 10/217.
[12] См. «аль-А′лям», 3/2219; «Фатх уль-Бари», 10/220.
1. Материал, который предоставляется студентам, является интеллектуальной собственностью и его запрещено распространять кому-либо и в каких-либо целях т.е. он доступен ТОЛЬКО для студентов. Материал составлен так, чтобы понимание его формировалось последовательно и правильно, дабы избежать вырывание из контекста, что негативно сказывается на процессе обучения.
Исключением являются ваша семья, а именно: родители, дети, родные братья и сёстры, а также супруг. Им можно показывать материал.
2. Запрещается пользоваться материалом для преподавания и любого распространения, за исключением тех, кто прошел полностью наши курсы, сдал все необходимые экзамены и получил личное разрешение.
3. Вы обязаны вести себя в рамках приличия и вести разговор пристойно, а также разговаривать только по тематики материала, также вы должны удерживать свой язык от негативного высказывания в адрес учёных, которых мы публикуем. За нарушение правил мы можем вас исключить.
4. Добавляясь на учёбу, вы обязуетесь оплатить полную стоимость обучения сразу, за исключением тех, кому в индивидуальном порядке была предоставлена рассрочка или бесплатный доступ.
Если вы каким-либо образом хотите использовать материал, свяжитесь с учителем и обсудите условия.
Если доступ вам представлен бесплатно, мы будем вам благодарны, если вы когда-нибудь скажите нам спасибо своим пожертвованием в наш проект по этой ссылке, через сервис пожертвований donationalerts.com/r/baytalmagrifa
1. Материал, который предоставляется студентам, является интеллектуальной собственностью и его запрещено распространять кому-либо и в каких-либо целях т.е. он доступен ТОЛЬКО для студентов. Материал составлен так, чтобы понимание его формировалось последовательно и правильно, дабы избежать вырывание из контекста, что негативно сказывается на процессе обучения.
Исключением являются ваша семья, а именно: родители, дети, родные братья и сёстры, а также супруг. Им можно показывать материал.
2. Запрещается пользоваться материалом для преподавания и любого распространения, за исключением тех, кто прошел полностью наши курсы, сдал все необходимые экзамены и получил личное разрешение.
3. Вы обязаны вести себя в рамках приличия и вести разговор пристойно, а также разговаривать только по тематики материала, также вы должны удерживать свой язык от негативного высказывания в адрес учёных, которых мы публикуем. За нарушение правил мы можем вас исключить.
4. Добавляясь на учёбу, вы обязуетесь оплатить полную стоимость обучения сразу, за исключением тех, кому в индивидуальном порядке была предоставлена рассрочка или бесплатный доступ.
Если вы каким-либо образом хотите использовать материал, свяжитесь с учителем и обсудите условия.
Если доступ вам представлен бесплатно, мы будем вам благодарны, если вы когда-нибудь скажите нам спасибо своим пожертвованием в наш проект по этой ссылке, через сервис пожертвований donationalerts.com/r/baytalmagrifa